1. Звонки из CALL-центров:
- аннулирование кредита, предотвращение несанкционированного списания, пролонгация срока действия договора на оказание услуг связи - получают коды из СМС, позволяющие осуществить вход в личный кабинет онлайн банкинга потерпевшего и совершить манипуляции по переводу средств (оформить кредит), а также доступ к ГОСУСЛУГам и иным сервисам.
- звонки от имени спец служб (ФСБ, МВД, следственный комитет) – под предлогом участия в спецоперации по вычислению недобросовестных работников банковского сектора.
- сохранение денежных средств на т.н. «резервном или безопасном» счете.
- использование «фейкового» аккаунта мессенджера руководителя работодателя.
(резервных счетов не существует).
2. Использование интернет ресурсов по размещению бесплатных объявлений и оказания услуг пассажироперевозок (АВИТО, Юла, БЛАБЛАКАР), а также сервисов знакомств (МАМБА, Вконтакте):
- в процессе товарно-денежных отношений просят перевести денежные средств (задаток),
- просят перейти в мессенджеры для упрощения общения, где в последующем отправляют ссылку для оплаты либо доставки товара, тем самым потерпевший попадает на фейковый сайт платежных систем и вводит данные банковской карты (№ банковской карты, CVC, СМС).
- под предлогом знакомства и приобретения билетов в театр, также посредством использования «фейковых» сайтов.
(данные сайты администрируются на зарубежных хостингах, в том числе США, КЛАУДФЛЭЙР).
Торговые площадки оснащены системой защиты от сомнительных операций по переводу средств, позволяющей блокировать различные ссылки, поэтому если Вас покупатель/продавец просит перейти к общению в мессенджере и кидает ссылку, то это первый тревожный сигнал к тому, что Вас хотят обмануть. Зачастую ссылки, отправляемые преступниками, по названию могут быть схожи с названиями различных компаний по доставкам товара, даже с названиями самих торговых площадок. Не переходите по ссылкам, отправленным неизвестными лицами).
3. Биржи, под предлогом инвестирования средств. Потерпевшим предлагается установить программы для игры на бирже, перейти на фейковые сайты, где наглядно отображается имитация получения прибыли. Итог один – потеря вложенных средств.
4. Дополнительный заработок на маркетплейсах. В целях повышения рейтинга товара на торговых площадках потерпевшему предлагается ставить ЛАЙКИ, за каждый ЛАЙК выплачивается определенная сумма, после чего предлагается оплатить стоимость товара, вначале сумма возвращается потерпевшему в увеличенном размере. Как только потерпевший заказывает и оплачивает товар на значительную сумму, злоумышленники исчезают.
Иные распространенные способы:
1. «Родственник в беде, совершил ДТП»;
2. Оформление микрокредита в микрофинансовой организации;
3. Просьба одолжить деньги через мессенджеры, социальные сети;
4. Помощь в трудной жизненной ситуации (болезнь, похороны и т.п.);
5. Помощь в возврате утерянных вещей, предметов, документов и т.д. за вознаграждение;
6. Компенсация за БАДы, иные гос. выплаты, выигрыш в лотерею;
7. Доставка продуктов, вещей, товаров;
8. Сайты знакомств (вымогательства за интим. фото и т.д.);
9. Заказ такси, услуга по доставке цветов, сопровождающиеся просьбой пополнить баланс телефона.
УБК УМВД России по Оренбургской области